В прошедшем учебном году мы вынуждены были пересмотреть собственный опыт и опыт профессионального сообщества по процедуре оценки нового образовательного результата – компетенции будущего специалиста.
Мы по-новому осмыслили содержание экспериментальной работы нашего коллектива по теме «Проектирование новых форм подготовки конкурентоспособного специалиста в профессионально-образовательной среде колледжа», выполненной под руководством Галины Петровны Синицыной, доцента кафедры педагогики ОмГПУ (экспериментальная площадка Министерства образования Омской области 2006-2010 годы).
Практическим результатом эксперимента стали действующие и развивающиеся студенческие фирмы по всем направлениям подготовки СПО, социально-педагогические проекты, профессионально - ориентированные конкурсы и олимпиады, объединённые общим названием «Супер-специалистXXI века», внедрённые в профессионально-образовательную среду колледжа и ставшие её неотъемлемой частью. Разработанные нами оригинальные формы подготовки специалиста содержат в своей структуре блоки оценки успешности деятельности студента, что, по сути, является прообразом оценки компетенций.
Таким образом, экспериментальная работа стала фундаментом для проектирования оценочной деятельности при реализации ФГОС.
В 2012-2013 учебном году в процессе реализации ФГОС на основе результатов деятельности фокус-групп в колледже была принята схема оценки и документирования динамики сформированности компетенций (рисунок 2.1). Представленная схема учитывает инновационный опыт коллектива колледжа по проектированию квазипрофессиональных форм подготовки специалиста, использованию гуманитарных технологий в профессионально-образовательной среде колледжа. В графике учебного процесса отражены проекты: Банк колледжа, Супер-специалистXXI века, которые создают условия для оценки динамики состояния общих и профессиональных компетенций. Реализуется Программа внеучебной общекультурной и воспитательной деятельности, связывающая все социально-педагогические проекты колледжа направленные на подготовку востребованного специалиста, в том числе и деятельность студенческих фирм.
Рисунок 2.1 Схема оценки и документирования динамики сформированности компетенций.
В прошедшем учебном году в значительной степени обновлено содержание контрольно-оценочной деятельности педагога и студента. Распространились такие формы организации квазипрофессиональной деятельности студента в профессионально-образовательной среде, которые позволяют провести оценку состояния заданного показателя (группы показателей) компетенции (нескольких компетенций) с различных точек зрения: со стороны педагога, студента, работодателя.
Например, Киселева Наталья Николаевна практикует решение профессиональных задач как серию зачётных занятий по итогам обучения междисциплинарного курса. В качестве контрольно-оценочного средства выступают оригинальные профессиональные задачи специалиста-техника в области прикладной информатики. Преподавателем разработан пакет заданий по решению задач, экспертные оценочные листы, вопросы для организации рефлексии, описана методика оценочной деятельности преподавателя, работодателя и студента. Многосторонняя оценка состояния показателей компетенций повышает её объективность, переводит студента в субъектную позицию по отношению к образовательной деятельности.
Акишкина Ольга Николаевна использует технологию решения сквозной задачи по дисциплине Экономика организации для специалистов-техников по техническому обслуживанию и ремонту радиоэлектронного оборудования. Преподавателем разработано несколько вариантов сквозных задач по созданию собственного предприятия, связанного с производством радиоэлектронного оборудования или оказанием услуг по его ремонту. Каждый этап решения задачи имеет свои показатели успешности решения, позволяет оценить состояние показателей компетенции. Сам процесс решения сквозной задачи обладает большим развивающим потенциалом, содержит возможность постоянной коррекции уровня развития компетенций. Ольга Николаевна разработала методические рекомендации по решению задачи, оценке результатов каждого этапа решения, организации самооценки, по оказанию помощи в случае неудачного решения.
Барова Диана Васильевна разработала технику оценки компетенций в процессе защиты проекта как формы выпускной квалификационной работы по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, основанную на технологии гуманитарной экспертизы. Преподавателем разработаны экспертные листы для членов аттестационной комиссии и методические указания по их использованию для выявления состояния компетенций, демонстрируемых при защите выпускной квалификационной работы. А также методические указания для студента по подготовке к публичной защите проекта.
Иванова Ирина Анатольевна адаптировала конкурс профессионального мастерства по профессии Оператор связи для оценки показателей компетенций при завершении междисциплинарного курса. Преподавателем разработаны квазипрофессиональные конкурсные задания, критерии и показатели оценки результатов конкурса, методика интерпретации результатов конкурса для характеристики состояния показателей компетенций, методические указания для студента для самооценки профессиональной готовности.
Харчикова Валентина Яковлевна разработала карту наблюдений развития показателей общих компетенций в процессе реализации тематического проекта на занятиях иностранного языка.
Фокина Светлана Владимировна использует ролевую игру как форму организации зачётного занятия по дисциплине Психология профессионального общения. Преподавателем разработан сценарий игры, методические рекомендации для её проведения, листы наблюдений и экспертной оценки состояния показателей общих компетенций.
Динамика развития профессиональных компетенций фиксируется в ведомостях сформированности показателей ПК согласно паспорту каждой профессиональной компетенции. Разработаны и внедрены индивидуальная ведомость учета результатов освоения профессионального модуля, сертификат, подтверждающий освоение вида профессиональной деятельности.
В 2012-2013 учебном году в процессе реализации Программы внеучебной общекультурной и воспитательной деятельности педагогами дополнительного образования Кривороторой Ксенией Александровной, Михайловой Юлией Александровной пересмотрены подходы к оценке результатов участия студентов в творческих коллективах, разработана система оценки приращений показателей общих компетенций. В таблице 2.1 определены группы компетенций и показатели, которые проявляются у студентов в процессе деятельности в студенческих творческих объединениях (СТО).
Таблица 2.1. Показатели общих компетенций студентов-участников СТО.
Компетенции | |||||||
в сфере самоорганизации и самоуправления |
в сфере работы с информацией | в сфере коммуникации | в социально-трудовой сфере | ||||
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы ыыполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения творческих задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в творческой деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями (в данном случае, зрителями). |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Оценка общих компетенций происходит методом наблюдения, самооценки, организации наблюдения друг за другом, и фиксации промежуточного результата в карте оценки общих компетенций (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Карта оценки общих компетенций участника студенческого творческого объединения
Группа_____________ ФИО_____________________________________________________________ Мероприятие: Дата заполнения: |
|||
ОК |
Показатели ОК |
Самооценка (от 0 до 2) 0 – не проявилось, |
Оценка педагога (от 0 до 2) |
ОК 2 |
Уметь организовывать собственную деятельность, дисциплинированность во время репетиций |
|
|
Изготовление\подбор реквизита |
|
|
|
Подбор\пошив\подготовка костюмов. |
|
|
|
Художественное оформление сцены |
|
|
|
Уметь организовывать собственную деятельность, дисциплинированность во время проведения мероприятия (Самоорганизация, ответственность, исполнительность, трудовая дисциплина, подготовка своего костюма, реквизита, сценария, самоконтроль) |
|
|
|
ОК 7 |
Качественная демонстрация творческого выступления, работа на сцене с партнером\в коллективе во время учебного занятия, репетиций и выступления. |
|
|
ОК 8 |
Уметь самостоятельно разучивать роль/работать над образом |
|
|
ОК 6 |
Участвовать в создании номера, написании и подборе материала\ сценария. |
|
|
ОК 3 |
Быстрое реагирование на смену условий для творческого выступления. (размер и качество сценической площадки, наличие и качество звуковой\световой аппаратуры, перенос времени\даты мероприятия, способность заменить отсутствующего участника, взаимовыручка во время творческого выступления) |
|
|
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, художественного материала, фото\видео\аудио материала. |
|
|
ОК 5 |
Подготовка и воспроизведение мультимедиа презентации для мероприятия\учебного занятия. |
|
|
ОК 1 |
Уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность команды. |
|
|
Проведение профориентационного мероприятия, знание истории ОГКУиПТ, владение информации о специальностях колледжа\вступительных испытаниях. |
|
|
|
|
Степень участия в мероприятии |
|
|
|
Степень удовлетворенности своей работой по итогам мероприятия |
|
|
|
Общий балл |
|
|
В работе творческих объединений мы используем личностно-ориентированный подход и методики, которые позволяют объективно оценить деятельность коллективной и индивидуальной работы («Мозговой штурм», «Разбор полетов», «Центр внимания» (упражнение из тренинга личностного роста), «Чемодан пожеланий»), а так же технологическую деятельность (изготовление реквизита, пошив костюмов), результативную учебную деятельность в творческом коллективе, а так же концертную практику.
Ивко Дмитрий Викторович разработал и апробировал на студентах первого года обучения и студентах, занимающихся в спортивных секциях, Дневник самоконтроля физического развития студента, на основе которого создана карта наблюдений развития общих компетенций. Для оценки результатов участия студентов в спортивных мероприятиях и соревнованиях выделены следующие общие компетенции (таблица 2.3.):
Таблица 2.3. Общие компетенции, проявляющиеся при участии студентов в спортивных мероприятиях и соревнованиях
Шифр ОК |
Содержание ОК |
ОК 2 |
способность организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; |
ОК 3 |
принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность; |
ОК 6 |
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; |
ОК10 |
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
Для успешной адаптации и социализации студентов к образовательной среде колледжа кураторы, педагоги дополнительного образования в воспитательном процессе широко используют проектные технологии, вовлекая студентов в самостоятельную творческую деятельность, в процессе которой студенты имеют возможность продемонстрировать свои общие компетнции, личностные и профессиональные качества – ответственность, мобильность, коммуникабельность, креативность.
В соответствии с требованиями Программы были запланированы и проведены мероприятия, направленные на развитие ОК студентов. Кураторы, руководители проектов самостоятельно определяли группу ОК и их показатели. По итогам участия в проектах (социальные акции «Чистый город» (санитарная очистка территории бульвара Победы, колледжа), «Спешите делать добро» (благотворительная помощь семьям-«погорельцам», проживающим на территории ЦАО г. Омска; уроки мужества; профилактические мероприятия; выставка «Технофлора-2012»; конкурсы рисунка на асфальте «Мой колледж - юбиляр», «Наша группа - семья»; конкурс «Мисс колледж-2013» и др.) были оформлены Личные (электронные) карты сформированности показателей общих компетенций студентов группы (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2. Пример заполнения шаблона электронной личной карты сформированности общих компетенций студента
Информация об образовательных достижениях студента – компетенциях общих и профессиональных систематизируется на основе Положения о мониторинге достижений результатов освоения основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО. Положение регулирует процесс мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО и ФГОС НПО с точки зрения его содержания и формы реализации процесса в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать, поддерживать и корректировать реализацию ОПОП, обеспечивать преемственность в проведении мониторинга качества освоения дисциплин, профессиональных модулей, а также повышать качество воспитательной деятельности при подготовке высококвалифицированных специалистов. Уровень сформированности компетенций является показателем качества подготовки специалиста. Требования Положения являются едиными и обязательными в образовательной деятельности колледжа. Методическое сопровождение мониторинга уровня сформированности компетенций представлено комплексом административно-плановых, учебных и методических документов, необходимых для эффективного осуществления оценочных процедур процесса подготовки специалистов на компетентностной основе. Методический комплекс оценочных средств качества подготовки специалиста по программам ФГОС СПО/ ФГОС НПО разработан преподавателями Цикловых методических комиссий колледжа, Советом кураторов, согласован с работодателями. Основными компонентами методического комплекса по сопровождению мониторинга являются: карты мониторинга выполнения контрольных точек дисциплины, МДК или профессионального модуля; пакеты контрольно - оценочных средств; карты оценки общих компетенций. Практическая реализация системы мониторинга уровня сформированности компетенций специалиста по программам ФГОС СПО/ ФГОС НПО и периодичность ее процедур осуществляется в соответствии с графиком контрольных точек мониторинга. В работе по внедрению новой системы оценивания знаний, умений, практического опыта общих и профессиональных компетенций студентов приняли участие руководители специальностей и председатели ЦМК, воспитательная служба колледжа.
Результаты деятельности педагогов колледжа по разработке и апробации способов, техник оценки и документирования динамики формирования компетенций как образовательных результатов ФГОС СПО и НПО представлены профессиональному сообществу Омской области на заседании открытого педагогического совета по теме «Проектирование технологии оценки компетенций как результата освоения ФГОС по профессиональным образовательным программам СПО и НПО», который состоялся 15 мая 2013 года в БОУ СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий». Открытый педагогический совет состоялся в рамках деятельности регионального ИНКО «Подготовка конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств». На педагогическом совете присутствовали гости – педагогические работники, представители администрации из 26 профессиональных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Омской области, а также старший методист кафедры профессионального образования БОУ ДПО «ИРООО» Сенько Вера Владимировна и директор межрегионального некоммерческого партнёрства «Агентство развития социально-информационных технологий» Самотой Владимир Фёдорович. Всего присутствовало 68 членов педагогического совета колледжа и 93 приглашённых. Участники педагогического совета одобрили деятельность педагогов колледжа по проектированию форм оценки компетенций и их показателей, признали эффективность представленных педагогических практик.